Обратная связь

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Ансамбль Успенского монастыря, XVI-XVII вв.: Троицкая церковь, 1551 г.

Зеленодольский район, с. Свияжск, ул. Троицкая, территория Иоанно-Предтеченского монастыря Показать на карте

Об объекте

Объект культурного наследия федерального значения. Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»

История

Церковь построена за один световой день (заложена 16 мая, освящение состоялось 17 мая 1551). Храм построен из заранее заготовленных срубов – стволов лиственницы, которые были срублены, как и конструкции для всей свияжской крепости, в вотчине бояр Ушатых под Угличем. Строительство производилось воинами из отрядов князя П.Серебрянного-Оболенского и других воевод. Перестройки: первоначальное шатровое покрытие храма заменено восьмискатной пологой кровлей, на которой установлен глухой восьмигранный барабан с луковичной главкой – XVIII в.; начало XIX в. – 1820-е гг. – открытое гульбище вокруг храма под кровлей на деревянных столбиках заменено открытой папертью и крыльцами, стены храма снаружи обшиты тесом, заменено деревянное лемеховое покрытие главки храма на железную обшивку; 1880-е гг. – под храм подведен каменный фундамент, возможно, именно в это время церковь была несколько передвинута вдоль стены (с востока ближе к "Святым воротам"), открытые паперти – крыльца были остеклены. Крупной благотворительницей была свияжская жительница Н.И.Саврасова.
Деревянная одноэтажная срубная постройка, в плане довольно протяженная, которая состоит из двух основных срубов: четверик храма и прямоугольный объем трапезной, апсида пятигранная. С севера, юга и запада к храму вплотную пристроены, соответственно, два крыльца и притвор. Центральный объем несет восьмерик с небольшой луковичной главкой. Кровля центрального объема восьмискатная, трапезной – двускатная, апсиды – пятигранная. Храм и трапезная разделены аркой. В интерьере особый интерес вызывает четырехъярусный иконостас конца XVII в. Царские врата – вход в закрытую для посторонних алтарную часть храма, по мнению многих специалистов, хотя и недостаточно обоснованному, принадлежат кисти художника, который выполнил свою работу в традициях характерных для украинского барокко (особенно это сказывается в латинских надписях и цветовом колорите живописи и т.п.). Наиболее ценный экземпляр "Царских врат" – со скульптурными изображениями вместо рисунков, хранится, как и большинство сохранившихся икон Троицкой церкви, в фондах Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Наиболее почитаемой была икона Божьей Матери Одигитрии (Смоленской) – начало XVI в. – список с иконы Смоленской Божьей Матери, хранившейся в Успенском соборе г.Смоленска. Уникальный образец древнерусского деревянного зодчества XVI-XVIII вв.

Регистрационный номер в едином государственном реестре ОКН №161711092940036

Объекты поблизости